Для начала поздравляю всех нас с днём рождения одного из самых великих естествоиспытателей в человеческой истории — Чарльза Дарвина!
Мы стремительно приближаемся к месячному юбилею нашего проекта. Много уже сделано, но как много еще предстоит сделать!
Сегодня я хотел бы остановиться на одной концепции, которая вселяет в меня и нашу инициативную группу уверенность в успехе.
В двух словах я бы назвал ее Программой Преследования.
Философская подоплека очень проста, но не смотря на это, расскажу о ней более подробно.
В её основу лёг разговор, состоявшийся во время моей встречи с одним из автодилеров на Зелёном Углу в те дни, когда слава о Зелёнке распространялась по свету со скоростью света 🙂
В то время я подыскивал себе авто и был заинтересован выбрать среди разнообразного японского секондхенда аппарат, который прослужит мне верой и правдой как минимум несколько лет. Разговорившись с одним из торговцев, я попросил его пояснить, почему на рынке Дальнего Востока так мало четырехколесных «коней» производства Митсубиси.
Ответ не заставил себя долго ждать. Специалист пояснил, что Митсубиси в самой Японии считается инновационным концерном и его исследовательская инженерная группа разрабатывает и внедряет в своих автомобилях все возможные и невозможные изобретения и ноу-хау, которые должны были обеспечить им преимущество в конкурентной борьбе с «коллегами по цеху».
С одной стороны, идея — абсолютно правильная и должна была работать на все 100%. Но с другой стороны, реальная практика год за годом показывала иной результат. Дело в том, что часто многие новинки, внедренные на конвейерные линии заводов Митсубиси, оказывались не до конца доработанными, а это неизбежно приводило к так называемым «детским» болезням. Автоконцерну приходилось тратить громадные средства и время на улаживание проблем и споров с автодилерами и конечными потребителями. Бывало, большие обьемы автомобилей отзывались на ремонт и восстановление не работающих или бракованных узлов и агрегатов.
Все это, как мы понимаем, негативно сказывалось на реноме автопроизводителя во всём мире. Спустя 5-7 лет новинка японского автопрома превращалась в секонд хэнд и оказывалась на Зеленом Углу города Владивостока, в то время являвшегося автомобильной Меккой всего бывшего Советского Союза. В результате популярность бэушных автомобилей Митсубиси во Владивостоке оставляла желать лучшего. Время, прошедшее с момента внедрения технологических новинок до перемещения машин в Россию, само по себе являлось тестовым периодом, в рамках которого их можно было оценить как в самой Японии, так и за рубежом.
В этой истории примечательным было другое. В то время, пока корпорация Митсубиси старалась быть на гребне волны технического прогресса, ее ближайшие конкуренты — Тойота и Ниссан занимали выжидательную позицию. С большим интересом наблюдая за стараниями своего оппонента, они тем временем решали свои прагматические задачи. Понимая, что конкурент облажался, они не только не повторяли его ошибочные шаги, а сэкономив время и деньги, воплощали в жизнь только те новинки, которые у Митсубиси получались успешными.
Данная выжидательная политика одновременно с постоянным преследованием инновационного лидера постоянно приносила свои плоды. Не блистая своими собственными изобретениями, конкуренты Митсубиси были экономически более эффективны и, избегая множества ошибок и потерь, в итоге вырывались вперед в экономическом сражении.
Ведь и действительно, зачем тратить на ошибки громадные средства и усилия, а самое главное — время, если за тебя это делает твой самый главный оппонент!
Такую картину часто можно наблюдать в спортивных состязаниях и многих инновационных отраслях современной нам экономики.
К примеру, если взглянуть на вершину автомотоспорта Формулу Один и присмотреться к битвам в лидирующей группе, то мы легко увидим безбашенного лидера, которого преследуют мудрые и более расчетливые гонщики. Стоит только чемпиону совершить ошибку и вылететь хотя бы на мгновение за пределы трассы, как его сразу же на ближайшем повороте обходят преследователи.
Аналогичную картину сегодня мы можем наблюдать в противостояниях между Apple и Самсунг, Кока-кола и Пепси-кола, а также во многих-многих других.
Здесь стоит обратить Ваше внимание на несколько очень важных моментов.
Во-первых, для того, чтобы данная концепция работала, необходимо, чтобы преследователи обладали высокой скоростью развития и обучения. В идеале они должны «дышать в спину» лидеру и всегда быть наготове для внезапного обгона и выхода вперёд.
Во-вторых, гонка за лидерами, особенно в самом начале пути развития новичка, стимулирует его не хуже, чем пресловутый «волшебный пендаль».
В-третьих, преследование лидеров интересно еще и тем, что со временем они, развиваясь и вырастая, начинают превращаться в громадных забюрократизировавнных монстров. А это делает их не такими быстрыми и гибкими, какими они были в начале своего пути, что неизбежно открывает новые возможности для новичков-преследователей.
В-четвертых, отслеживание ошибок и изобретений, плюсов и минусов лидеров:
- Помогает учиться на чужих достижениях и провалах,
- Даёт возможность сократить время на развитие и внедрение в разы, если не на порядок,
- Учит прогнозировать свои следующие шаги, не прибегая к помощи «машины времени», а просто наблюдая за лидерами,
- Отказываться от неэффективных шагов и мероприятий, являющихся просто потерей времени и средств,
- Гораздо легче вырабатывать свои собственные уникальные программы развития,
- Использовать эффект синергии, соединяя воедино достижения нескольких лидеров,
- Использовать эффект соревнования с кем-либо, которое, как многие знают, приводит к более высоким личным достижениям, нежели действия в замкнутой системе, где главным твоим конкурентом являешься ты сам.
В завершение поста хотел бы обратить внимание на забавный факт. Один из своих самых известных и скоростных автомобилей корпорация Тойота назвала Chaser’ом или преследователем (по-английски). Видимо, имея ввиду концепцию, описанную мною выше.